Зимнее царство Берендея

Когда новогодние морозы сменились долгожданным потеплением, сотрудники заповедника выехали на ежегодные зимние учёты птиц. Один из маршрутов проходил по хвойно-широколиственному лесу. Накануне выпал лёгкий пушистый снег, и лес словно дремал, укутанный белым, невесомым покрывалом. Ничто не нарушало снежное безмолвие – ни писк синиц, ни постукивание дятла, ни шум ветра. Казалось, что мы попали не в заповедник, а в сонное царство самого Берендея — настолько завораживающей была эта тишина. Лишь раз вдалеке послышался резкий крик сойки и едва уловимое попискивание пухляков.

Пройдя несколько километров, мы оказались у озера, где стало заметно оживлённее. Среди зарослей ивняка с характерным «черканьем» сновали забавные белые птички-шарики с длинным хвостом — ополовники или длиннохвостые синицы. Эти «дружные ребята» всегда держатся стайкой и постоянно «переговариваются», чтобы не отстать друг от друга и не пропустить что-нибудь вкусненькое. Обычно в таких компаниях встречаются две взрослые птицы и их выводок, но иногда к ним присоединяются и другие сородичи. Тогда в стайке может насчитываться до 20 птиц.

Здесь же, на берегу озера, по легкому шуршанию мы обнаружили пищуху — небольшую коричневую птичку с тонким изогнутым книзу клювом. Она деловито осматривала кору дерева в поисках пищи, продвигаясь вокруг ствола по спирали. Её зимний рацион состоит, в основном, из насекомых и пауков, спрятавшихся в коре, и, в небольшом количестве, из семян сосны и ели. В отличие от ополовников, пищухи в течение всей зимы держатся поодиночке, но иногда они присоединяются к стайкам синиц и кочуют вместе с ними.

Вдруг неподалеку от озера послышались мощные удары по дереву. Это чёрный дятел-желна, словно решив разбудить от дрёмы всех лесных обитателей, звучно долбил своим крепким клювом древесину в поисках личинок короедов и усачей. Желна – самый крупный из наших дятлов, размером чуть меньше вороны. Окраска его, в отличие от других родственников, полностью чёрная, за исключением ярко-красного пятна на голове.

Кажущаяся «необитаемость» зимнего леса обманчива. Во время учётов в заповеднике и охраной зоне нами были встречены и другие птицы: белоспинный, трёхпалый и большой пёстрый дятлы, обыкновенная лазоревка, хохлатая синица, большая синица, серая неясыть, ворон и сороки. Заметно меньше, в сравнении с прошлым годом, было отмечено пухляков или буроголовых гаичек – доминирующего в зимний период вида. Этой зимой его место занял ополовник. Отсутствовали в учётах клесты, чечётки, чижи, в массе встречавшиеся в прошлый, урожайный на семена ели, сезон.

В природе всё взаимосвязано и имеет свою периодичность. Так и жизнь леса идёт своим чередом даже зимой, не смотря на суровые морозы и сильные метели.

Заповедник зимой. Фото С. В. Кондруховой

Заповедник зимой. Фото С. В. Кондруховой

Маршрут зимнего учёта птиц. Фото С. В. Кондруховой

Маршрут зимнего учёта птиц. Фото С. В. Кондруховой

Длиннохвостая синица или ополовник. Фото Н. А. Ожегова

Длиннохвостая синица или ополовник. Фото Н. А. Ожегова

Старший научный сотрудник,

С. В. Кондрухова

Поделиться статьёй:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *